Остальные части статьи: перваятретьячетвёртая

Прикрепление полиспаста к грузовой верёвке

   На практике, редко случается, что у вас есть верёвка достаточной длины, чтобы прикрепить подвижную сторону полиспаста непосредственно к грузу.

   Поэтому, подвижная сторона полиспаста часто прикрепляется к грузовой верёвке. Рассмотрим несколько способов крепления полиспаста к грузовой верёвке.

Способ 1: с помощью схватывающих узлов.

Схватывающие узлы должны вязаться из репшнура 7-8 мм в 3-4 оборота. Можно использовать несколько узлов с разной длиной свободных концов, объединенных одним карабином.

Данный способ считается наилучшим, так как исследования показали, что схватывающий узел из 8-мм репшнура на 11-мм верёвке начинает ползти при нагрузке 10-12 кН. При этом, в начале сползания он не деформирует верёвку, лишь спустя некоторое время он начинает плавить оплётку и прикипать к грузовой верёвке. Таким образом, схватывающий узел играет роль предохранителя — если он пополз — превышена нагрузка и необходимо остановиться и выяснить причину перегрузки.

Способ 2: с помощью зажима общего назначения Rescucender фирмы Petzl.

Этот зажим может использоваться на мокрых, обледеневших верёвках, когда схватывающие узлы плохо держат. Начинает ползти при нагрузке 6-7 кН и, при этом, умеренно травмирует верёвку.

Способ 3: с помощью зажима типа жумар ASCENSION PETZL, CROLL PETZL и подобные (с агрессивным кулачком).

Использование таких зажимов при значительных нагрузках крайне не рекомендуется, так как большинство из них начинает рвать оплётку веревки при нагрузке более 4 кН, а при превышении этой нагрузки зажим может легко перекусить грузовую верёвку.

В случае, если предполагается большая нагрузка на грузовую верёвку, рекомендуется использовать два узла или зажима, соединённых комплексной (компенсационной) петлёй. В такой системе подвижный конец полиспаста нужно прикреплять к комплексной петле.

Идеальный вариант: комплексная петля, соединяющая два узла Маршара. Такой способ используют для натяжения базовых верёвок в роупджампингеили при подъеме тяжёлых грузов.

Компенсационная петля

Безопасность при работе с полиспастами

   Есть несколько базовых правил, которые должны соблюдаться при работе с любым полиспастом:

  1. Используйте качественное снаряжение!
  2. Грузовые станции должны обладать высокой надёжностью, так как при использовании полиспаста неизбежно возникают высокие нагрузки.
  3. Тянуть полиспаст необходимо плавно и равномерно, не создавая рывками высокие пиковые нагрузки.
  4. Правило «Стоп!» — любой, заметивший любую неполадку в работе полиспаста, должен скомандовать «стоп», а остальные должны сначала прекратить тянуть, и лишь потом выяснять, что случилось.
  5. Фактор тяги — произведение теоретического выигрыша в силе на количество тянущих человек — не должно превышать 18 (при натяжении переправ — 12). То есть натягивать переправу полиспастом на 6 может не более двух человек (2х6=12)
  6. При подъёме груза полиспастом необходимо обеспечить страховку груза отдельной верёвкой на отдельной станции.
  7. Будьте особенно внимательны при ослаблении натянутых веревок: внутренняя энергия полиспастной системы может быть очень велика.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ >>

Простые и сложные полиспасты. Расчёт кратности полиспаста.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ >>

Расчёт реального выигрыша в силе

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ >>

Комплексные полиспасты и прочие элементы высшего пилотажа

ИСПАНСКИЙ ПОЛИСПАСТ >>

Полиспаст без блоков и карабинов, фиксирующийся самостоятельно

При создании статьи были использованы материалы команды WS RopeJump, статьи Industrial Quality and Safety Association, информация с официального сайта компании Petzl , работа «Полиспасты для спасательных работ» Фёдора Фарберова и личный опыт авторов.

Настоящий материал не претендует на звание истины в последней инстанции а лишь преследует цель познакомить читателей с практическими способами подъёма и перемещения грузов с помощью полиспастных систем.