Зачем нужна эта техника в промальпе?

   Самый простой вариант навески — когда у нас есть несколько точек крепления для веревки, на выбор, рядом с краем крыши. Все точки соответствуют стандарту EN 795 A, выглядят абсолютно надежно и т.д. Но даже в такой ситуации нам может потребоваться использовать удаленные точки крепления веревки. Зачем?

  • Для того, чтобы обезопасить страховочную веревку от факторов, не зависящих от альпиниста. Речь, в первую очередь, о жильцах, если работы проводятся на жилом доме. Кроме того, если веревки немного разнесены, их уже не обрежет одной и той же острой кромкой. В таких ситуациях, как правило, используется спусковое и страховочное устройство. Работы проводятся на той вертикали, где закреплена рабочая веревка. Разнесение веревок достаточно невелико, но для полной безопасности работ нужно правильно оценить дополнительные риски, связанные с этим. Официальная рекомендация Petzl для устройства ASAP — разнесение точек не более чем на три метра.
  • Для того, чтобы сделать больший объем работ за одну завеску веревок. Если разнести веревки подальше и использовать два спусковых устройства (или СУ под две веревки), можно захватить сразу большую площадь фасада. Особенно этот метод популярен при работах по герметизации горизонтальных межпанельных швов. Самое важное, что нужно знать про разнесение веревок на большое расстояние — такой метод работ смертельно опасен, если не были приняты достаточные меры безопасности.  О них мы расскажем чуть дальше.
  • Для того, чтобы спозиционироваться в месте, до которого иначе не добраться. Например, чтобы работать под карнизом. При этом, нужно проанализировать, возможно ли использовать другие методы работы:
    • ИТО (Искусственные точки опоры) — закрепить в стене временные проушины , к которым можно было бы притянуть рабочую веревку с помощью оттяжек или прищелкнуть ус самостраховки альпиниста.
    • Использовать троллей, натянутый под карнизом. Если троллей требуется натягивать сильно, для того, чтобы альпинист мог работать вплотную к карнизу — три раза подумайте, надо ли оно вам. Сильно натянутый троллей, сделанный без должного расчёта, ещё опаснее разнесённых веревок, так как в нём могут создаваться запредельные нагрузки в самых обычных рабочих ситуациях.
    • С помощью дополнительных позиционирующих конструкций, не являющихся элементами безопасности. Например, с помощью сварной «каркалыги» в форме буквы П.
    • Использовать для позиционирования натянутые перила. Перила, в этой ситуации,способ позиционирования, не страховки.

   В каждом из этих вариантов нужно четко понимать, что произойдет в ситуации, если примененная нами конструкция откажет: точка опоры разрушится, троллей порвется, каркалыга разогнется… Везде должен быть план Б, двойная страховка. Допустимо, если в такой ситуации будет невозможно продолжить работы, но абсолютно недопустимо, чтобы пострадал альпинист или чтобы у него не осталось простого пути отступления, способа спуститься на землю.

Опасность работы на разнесенных веревках

   Если применить какой-нибудь другой метод позиционирования невозможно, приходится возвращаться к разнесенным веревкам. И тут мы сталкиваемся со всеми недостатками этого метода: для того, чтобы по-настоящему обеспечить безопасность работника нам нужно предпринять достаточно много действий.

   И сначала нам надо понять, что угрожает работнику, который просто отнес точки крепления веревок на 10 метров друг от друга и вывесился работать на двух спусковых устройствах?

   Если веревки не будут повреждены в процессе работы, всё будет в порядке: работник нормально спустится на землю. Так работают очень много альпинистов. Кто из альпинистов не слышал «Я так уже 20 лет вишу и всё в порядке!», «Мне так показали» и «Да я по-быстрому, не вешать же ради часа работы четыре веревки!»?

Но что, если всё пойдет не так? При обрыве одной из веревок возникают два фактора риска:

  • альпинист летит вдоль фасада в сторону оставшейся веревки. В самом неприятном случае, скорость его полета будет такая же, как если бы он упал на высоту, равную расстоянию между разнесенными веревками. При этом, все возможные препятствия, которые ему встречаются на пути, он амортизирует своим телом: все кондиционеры, балконы, спутниковые тарелки и стены. Если разнести веревки, например, на 4 метра, мы получим падение вдоль фасада со скоростью 9 метров в секунду.
  • вторая веревка смещается во время падения. Любая острая кромка, которая встретится у неё на пути может мгновенно срезать верёвку. Шероховатый край крыши обязательно перетрёт её, а гладкий — пережжёт.

   По статистике, которую несложно найти в Интернете, 45% несчастных случаев с тяжелыми или фатальными последствиями связанны с ошибками в навеске (навешивании веревок и организации точек закрепления). В том числе, в 11,5% от общего числа случаев – имело место перерезание веревки острой кромкой. Это то, что касается обычной навески, самой популярной и безопасной.

   Но 11% НС связаны с неправильной организацией страховочной системы (удар об рельеф, конструкции при зависании на страховке; обрезание страховочной веревки острой кромкой при маятнике на ней после обрезания основной; или т.д.).

   Узнаёте последствия? Все эти ситуации характерны именно для разнесённых верёвок или схожих конструкций (оттяжки и т.д.). Это статистика по более чем 300 инцидентам и это реальные случаи гибели людей!

   Еще один фактор: при нагружении обеих веревок, они повреждаются об острый край одновременно: к моменту обрыва первой веревки, от второй может оставаться две-три пряди, которые уже не могут спасти работника.

   Кроме того, если работник потерял сознание, нагрузив обе веревки, к нему невозможно подойти сверху, используя для этого его собственные веревки.

   Что можно сделать, чтобы избежать таких последствий?

Работы на разнесенных верёвках

Повышение безопасности работ

   Есть несколько простых способов повысить безопасность работы на разнесённых веревках. Рассмотрим их все:

  • Постараться уменьшить расстояние между верёвками. Самый очевидный и действенный способ. Чем меньше расстояние, тем проще работать и безопаснее навеска. Если разнесение веревок используется для того, чтобы захватить больший объем работы, подумайте: «А не быстрее ли я сделаю эту работу за два спуска? Меньше маневров на веревках, короче виска, да и на земле разомнусь…». В конце концов, всех денег не заработать.
  • Повесить третью веревку посередине, в качестве страхующей. Это уменьшит все факторы риска ровно в два раза. Способ вполне применим при небольшом расстоянии разнесения веревок. Кроме того, согласно 155 приказу минтруда РФ, у работника должна быть, как минимум, одна страхующая, не нагруженная веревка. Наша навеска начинает соответствовать нормам! Но при этом, нельзя забывать, что факторы риска никуда не денутся при  значимом расстоянии между веревками. В таких ситуациях альпинист всё так же может пострадать, а значит этот способ не применим.
  • Использовать две рабочие веревки и две страхующие. Идеальный вариант. В случае любого ЧП у нас останется веревка с каждой стороны, несчастный случай не произойдет. Этот вариант рекомендован IRATA и мы стремимся использовать его там, где это возможно. В чём минусы? Конечно, в использовании двойного комплекта снаряжения. Два страховочных устройства, два спусковых, четыре верёвки. Безопасность требует жертв, работать на четырех веревках уже не так удобно, а нести их на 25-й этаж ещё грустнее.
  • Отказаться от разнесенных веревок. А может, автовышка? Или тура? Или троллей натянуть? Рассмотрите все варианты и тщательно проанализируйте возможные опасности. Только так можно быть уверенным в безопасности работ.

Заключение

   Техника разнесённых веревок, безусловно, имеет право на существование. При этом, многие не понимают, что эта техника относится, скорее, к «продвинутому» уровню промышленного альпинизма. С этим связано большое распространение этого способа и большая аварийность при работах. Ошибка, допущенная в этой навеске, обычно не прощается.

   При выборе техники нужно внимательно проанализировать все плюсы и минусы, оценить возможные риски и сделать всё, чтобы исключить их. Кроме того, нужно честно оценить уровень работника: способен ли понять заранее, что что-то не так, может ли он выйти из затруднительной ситуации сам? Есть ли план самоспасения?

   Недавние несчастные случаи говорят нам о том, что этим пренебрегают слишком многие.